муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ордена "Знак Почета" гимназия № 2 имени И.П. Павлова"
сокращенное наименование: МБОУ "Гимназия № 2"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ордена "Знак Почета" гимназия № 2 имени И.П. Павлова"
сокращенное наименование: МБОУ "Гимназия № 2"
В самом центре Рязани, вблизи Кремля, на улице Соборной, находится МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 им. И.П. Павлова». В 2012 году ей исполнилось 290 лет.
История ее богата, поэтому мы остановимся только на самых важных событиях.
В 1714 года Петр Первый издает Указ, предписывающий «учредить училища при архиерейских домах и монастырях, учителями послать в них учеников из петербургских математических школ, учить духовных воспитанников цифири и геометрии».
Надо отметить, что исследований по истории школы в Рязани практически нет. Основная работа по этой теме «Историко-статистическое описание Рязанской Духовной семинарии и подведомых ей духовных училищ», изданная в 1864 году, составлена архимандритом Макарием. Автор излагает историю создания и преобразования духовной школы в Рязани вплоть до своих дней, поэтому воспользоваться этим исследованием мы смогли лишь при описании первоначального устройства школы.
Учителей брали из выпускников Школы навигационных наук. Так и в Рязань из Санкт-Петербурга был направлен учитель Петр Павлов. Это было 9 декабря 1721 года. В «Наказе», данном ему, предписывалось «дьячих, подьячих и поповых, и прочих церковного чину, архиерейскому дому и монастырских слуг детей... от 10 до 15 лет учить арифметике… ». Учителю полагалось за работу с учеников брать по рублю с человека, а « взяток с учеников не брать, обид и налог никаких никому по прихотям своим не чинить». По окончании обучения ученику выдавалось свидетельство в «твердом» знании наук. Без этого свидетельства не разрешалось даже вступать в брак.
В 1722 году издан Указ об учреждении в провинциях цифирных школ, целью которых было обучение математике: арифметике, геометрии и тригонометрии.
В этом же году положено начало школьному образованию в губернии: в Симеоновском монастыре местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном была открыта цифирная школа.
После смерти учителя Павлова (или как его уважительно называли – навигатора Павлова) в 1728 г. цифирная школа была соединена с архиерейской (действовала в 1724-1726 гг.).
В 1739 году она стала именоваться Славянской школой, а с 1741 года — Славяно-Латинской школой.
В 1751 году Славяно-Латинскую школу переименовывают в «епаршую семинарию».
Долгое время духовное училище и духовная семинария находились в одном здании, что было крайне неудобно.
В 1832 году у генеральши Куприяновой был куплен каменный двухэтажный дом на Соборной улице за 25 тыс. рублей. В нем разместились уездное училище и двухклассное приходское училище. Об этом двухэтажном своеобразном каменном здании в архивах говорится: "Дом рязанских духовных училищ находится внутри города, на Соборной улице, и составляет северо-восточный угол квартала..."
При приеме в училище мальчики сдавали экзамены: диктант, арифметика (устно), чтение текстов церковных и гражданских книг. Руководство осуществлялось смотрителем училища и его помощником. В самом тесном контакте с учениками находились три надзирателя училища.
Изучались следующие предметы: Закон Божий, церковный устав, славянская и русская грамматика, греческий язык, латинский язык, история, география и природоведение, арифметика, чистописание, нотное чтение.
В 1883 году возведен новый корпус Духовного училища, а в 1885 году на пожертвования купца Ефима Ивановича Шалагина устроена домовая церковь в честь св. Троицы.
В 1918 году Духовное училище было закрыто, однако история учебного заведения продолжалась:
• 1920 год - здание передано отделу народного образования г.Рязани. Здесь разместилась советская школа № 2.
• 1972 год – школа награждается орденом «Знак Почета».
• 1992 год – школа получила статус гимназии, в честь 270-летия школы выпущена памятная медаль.
• 1998 год – гимназии присвоено имя академика И.П. Павлова.
• 2006 год – гимназия стала победителем Приоритетного национального проекта «Образование».
Школа гордится своими выпускниками и учителями.
Через века школа сохранила имена своих великих учеников, прославивших не только Рязань, но и Россию:
• с 1860 по 1864 годы в стенах нашего учебного заведения учился великий русский ученый, академик, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов;
• с 1919 по 1927 годы в школе преподавала историю Н.И.Лебедева, известный этнограф;
• с 1957 по 1962 годы работал учителем физики и астрономии будущий писатель, правозащитник, лауреат Нобелевской премии, А.И. Солженицын;
• с 1928-1930 годы учился К.М. Симонов – выдающийся советский писатель, поэт, драматург, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР.
В годы Великой Отечественной войны многие учителя и ученики мужественно защищали нашу Родину:
• И.Ф. Андрианов, ученик школы №2, командир эскадрильи 153-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии полковник. Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза;
• И.М. Огнев с августа1938 по июнь 1941 года преподавал историю в школе. Командир стрелкового полка. Подполковник. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза;
• Н.В. Стройков, ученик школы. Летчик, полковник. Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза;
• И.А. Саморуков, выпускник, геройски погиб в Афганистане 25 июля 1984г. Посмертно награжден орденом Красной Звезды;
• С.П.Самсонова, офицер-подводник. В сентябре 2008 года на здании гимназии открыта мемориальная доска, посвященная подвигу Героя Советского Союза.
Среди выпускников гимназии врачи и педагоги, юристы и офицеры, ученые и актеры. Мы гордимся дружбой с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации и Княжестве Лихтенштейн А.И. Степановым, выпускником 1948 года.
История продолжается…
Гимназией накоплен собственный опыт становления и развития. Педагогический коллектив в своей работе опирается на совокупность идей и принципов, составляющих концепцию развития гимназии, объединяющую профессионалов в коллектив единомышленников. В гимназии два кандидата педагогических наук, 4 заслуженных учителя России, 26 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 17 учителей - первую категорию, 4 учителя стали победителями Приоритетного национального проекта «Образование».
Педагоги гимназии принимают активное участие в конкурсах педагогического мастерства. Коллектив гимназии получил диплом третьей степени в городском конкурсе «Лучшая методическая служба 2011».
В учреждении создана система, способная развивать у школьников высокий уровень индивидуальной культуры, общеучебные и специальные навыки, интеллектуальную и мотивационные сферы. Ежегодно гимназисты занимают призовые места в городских, областных олимпиадах. Развитие детской одаренности является приоритетным направлением в работе педагогического коллектива. Учащихся принимают участие во всероссийских, региональных конкурсах и фестивалях.
Особое внимание в гимназии уделяется формированию российского менталитета, который предполагает знание истории, литературы, культуры своего народа, усвоение нравственных ценностей. С этой целью на базе гимназии открыта областная экспериментальная площадка «Социокультурный подход к изучению творчества рязанских писателей», руководят работой кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы РГУ им.С.Есенина Сафронов Александр Викторович и заместитель директора по учебной работе Бугреева О.И.
Мы воспитываем творческую личность, которая способна вступить в диалог с окружающим миром: шестой год на базе гимназии проводятся городские Детские Павловские чтения, четвертый год межшкольная олимпиада по риторике, городская олимпиада по геометрии. В этих мероприятиях принимают активное участие учащиеся и учителя города.
Качество образования повышается за счет использования информационных технологий, создан сайт гимназии, приобретены электронные пособия, созданы электронные УМК, плодотворно работают в гимназии кабинеты, оснащенные компьютерами, сканерами, принтерами, интерактивными досками.
Администрация, учителя, учащиеся, родители укрепляют и развивают традиции гимназии. Ежегодно проходят вечер «За честь школы», конкурс на лучший гимназический класс, лучшего гимназиста, городские и областные конференции, посвященные К.М.Симонову, А.И.Солженицыну, городские Детские Павловские чтения.
Для педагогического коллектива работа по формированию имиджа образовательного учреждения - одно из важнейших направлений деятельности гимназии, обеспечивающее сохранение ее лучших традиций
В разные годы школой руководили О.Черепанова, М.Мурысов, Г.Матвеев, А.Судакова, Т. Варнавская. Т.Хоченкова.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ст. 17. Формы получения образования и формы обучения) в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, может быть организовано обучение на дому (ч.5 ст.41). Основанием для организации обучения на дому являются – заключение медицинской организации и письменное заявление родителей (законных представителей) обучающихся.
В МБОУ «Гимназия № 2» все обучающиеся школы проходят обучение на территории образовательного учреждения (очная форма).
МБОУ «Гимназия № 2» обеспечивает индивидуальное обучение на дому обучающихся в соответствии с медицинским заключением и решением ПМПК, а также согласия родителей (законных представителей).
Цель программы развития:
Формирование и реализация модели современной школы, объединяющей детей и взрослых, обеспечивающей доступность качественного образования и равные возможности для всех обучающихся, их всестороннее развитие, здоровьесбережение, направленной на совершенствование системы профессиональной ориентации, воспитание патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей.
Задачи программы развития:
– непрерывное совершенствование качества образования через обеспечение равных возможностей для всех обучающихся и конструирование мотивирующей образовательной среды;
– создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
– создание условий для развития обучающихся (интеллект, талант, личность);
– создание условий для формирования готовности к профессиональному самоопределению обучающихся и выбору жизненного пути;
– создание условий для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья обучающихся, организации отдыха детей;
– поддержка учительства, создание условий для постоянного профессионального развития, формирования профессиональной компетентности, в том числе на основе адресного методического сопровождения;
– создание и совершенствование комфортного и безопасного школьного климата.
Планируемые результаты:
– достигнуты показатели полного (эталонного) уровня «Школы Минпросвещения России», соответствие единым требованиям к образовательной среде, школьному климату, организации образовательной, просветительской, воспитательной деятельности;
– гимназия работает по единым критериям и активностям, обеспечивает доступность качественного образования и предоставляет равные возможности для всех обучающихся;
– синхронизированы, взаимодействуют и дополняют друг друга учебный процесс и внеурочная деятельность;
– учитель является основополагающим элементом в системе качественного школьного образования и становления гражданственности обучающихся;
– разработаны и апробированы мероприятия, направленные на обучение, профессиональное развитие педагогов;
– семья – активный участник процесса социализации, выбора профессионального и жизненного пути, формирования мировоззрения;
– личностные результаты обучающихся формируются на основе развития их самосознания, самоопределения и морально- этической ориентации;
– создана воспитывающая среда, ориентированная на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;
– расширены партнерские отношения/ сетевое взаимодействие: заключены договора с профессиональными учебными заведениями, предприятиями города.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie